Цепочка навигации: Главная страница » Прочие святыни » Старообрядческий Духовный Центр Рогожское (Москва)

Старообрядческий Духовный Центр Рогожское (Москва)

Старообрядческий Духовный Центр Рогожское

Необычный Старообрядческий Духовный Центр Рогожское (Москва) расположен в историческом районе столицы. Адрес: Рогожский посёлок, 29 (ближайшие станции метро – Площадь Ильича, Римская, Авиамоторная, Волгоградский проспект).

Другие названия

Духовный Центр Русской православной Старообрядческой Церкви Рогожское.

Дата основания

1771 год.

Появление Рогожской Слободы

Ранее на этом месте, где ныне находится старообрядческий Духовный Центр располагалась Рогожская слобода (Рогожский посёлок, Рогожская ямская слобода). Ранее это было предместье, а затем — исторический район Москвы. Здесь постепенно и сформировался Центр московского старообрядчества.
Возникла слобода в конце XVI века близ деревни Андроново на левом берегу реки Яузы. Здесь, в местности «Рогожка», стали селиться ямщики. Они занимались «ямской гоньбой» (доставкой государевой почты). Также перевозили товары из Москвы в село Старый Рогожский ям (ныне — город Ногинск Московской области). Жители образовавшегося поселения – Рогожской ямской слободы, в 1697 году (по другой версии – в 1642) построили церковь Николая Чудотворца в Ямах. Эта церковь (снесена в 1950-е годы) дала название улице Николоямской, которая сохранилась до наших дней. (В советское время её переименовывали в улицу Ульяновскую). В то время Слобода занимала территорию около 178 гектар.

Особенность Слободы

Исторически сложилось так, что именитые купеческие старообрядческие фамилии издавна селились в районе между Таганкой и Рогожской заставой, отделённые от заставы рекой Яузой. Они тесно поддерживали отношения со старообрядческой общиной Рогожского кладбища, ревностно сохранявшей патриархальный уклад жизни. И внешний облик обитателей слободы, и двухэтажные каменные жилые дома на каменных фундаментах с запертыми воротами – всё это разительно отличало старообрядцев от остальных жителей Москвы и её окрестностей.
В Рогожской слободе с XVII века жили, в основном, староверы, отлученные традиционной Русской православной патриаршей церковью. Причём, если к началу 1790-х гг. в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. Их уже было 35 тысяч, а в 1825 г. ― 68 тысяч.

Появление духовного поселения

В 1771 году в Москве разразилась страшная эпидемия чумы. Старообрядцы активно включились в борьбу с этой болезнью и её негативными последствиями. Повелением императрицы Екатерины II на тогдашней окраине Москвы в 1771 г. им выделили землю за Рогожской заставой для организации кладбища. Здесь постепенно и возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами.

Появление старообрядческих храмов

С момента церковного раскола многие годы старообрядцы подвергались притеснениям и гонениям со стороны официальных церковных и светских властей. Однако, учитывая заслуги старообрядцев в борьбе с чумой, власти разрешили им строительство храмовых сооружений.

Церковь Николая Чудотворца

Первым культовым сооружением при Рогожском кладбище была небольшая деревянная часовня, построенная в 1771 году для отпевания умерших во время чумы. Устное разрешение на её строительство старообрядцам дал князь Григорий Орлов — фаворит императрицы Екатерины II. После сооружения её освятили во имя Николая Чудотворца. Через 5 лет, в 1776 году, часовню разобрали, а на её месте построили одноимённую каменную Церковь. Позже, в 1863-1864 гг., по проекту архитектора Карнеева В.Н., её перестроили в псевдорусском архитектурном стиле.

Покровский собор

После появления Церкви Николая Чудотворца старообрядцы в 1994 году построили Покровский собор. Первоначально официально его именовали часовней. По сути же это был огромный летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По размерам согласно проекту архитектора Казакова М.Ф. ему не было равных в Москве. Но достроить храм в таком виде старообрядцам не дали. По доносу императрице санкт-петербургского новообрядческого митрополита Гавриила проект скорректировали. Вместо пяти глав построили лишь одну, убрали выступы алтарей, значительно уменьшили размеры здания. Снаружи храм стал выглядеть, как простой дом. Тем не менее в 1790-1794 году его возвели и освятили. Храм получил наименование Покровский собор.

Христорождественский собор

В 1804 году по проекту архитектора Жукова старообрядцы построили ещё одно культовое сооружение, выполненное в сочетание архитектурных стилей классицизма и русской готики. Это был Христорождественский зимний храм с централизованным отоплением.
Опечатывание алтарей старообрядческих храмов
В 1854 году в связи с притеснениями и гонениями на старообрядцев у них отобрали Церковь Николая чудотворца. Переосвятили её после этого в единоверческую (ныне действующий храм РПЦ). А, спустя два года, по доносу митрополита Филарета, запечатали алтари в Покровском и Рождественском храмах. На долгие годы церковные службы в алтарях этих храмов прекратили.

Колокольня с Храмом Воскресения Христова

Ещё один замечательный культовый объект — Колокольню с Храмом Воскресения Христова, старообрядцы возвели в 1908-1913 гг. Построили это сооружение по проекту архитектора Фёдора Горностаева в честь распечатания в апреле 1905 года алтарей храмов на Рогожском кладбище. Произошло это событие после издания известного Высочайшего Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Этот день до сих пор старообрядцы отмечают как праздник.

Формирование Духовного Центра старообрядцев

Оно проходило постепенно. С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой (тогдашнее именование РПСЦ). С 1862 года на Рогожском кладбище имел резиденцию первый старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Антоний. Уже в то время на Рогожском сложился особый тип поселения — духовно-административный старообрядческий центр всероссийского значения.
С архитектурной точки зрения, храмовый ансамбль представлял собой четко спланированную ось из трех храмов. Она проходила к главному входу на территорию некрополя. Вдоль храмов располагалась зона жилых построек. С востока посёлок окаймляли пруды. Их использовали для водоосвящения и крещения. Окончательно Духовный Центр как таковой сформировался к 1860-1880 гг.
Первую архиерейскую службу здесь совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин). Произошло это лишь через полгода после распечатания алтарей – в октябре 1905 года. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском кладбище прозвучал ещё раньше — 27 июля 1905 года.

Возведение других сооружений

Наряду с возведением культовых сооружений вокруг храмов староверы вели активное строительство других объектов. До революционных событий 1917 года здесь построили трехэтажное здание для больницы. Его использовали также как дом причта Рогожских храмов. В этом здании, на верхнем этаже, помещались покои предстоятеля Церкви архиепископа Иоанна. В то же время построили ещё несколько каменных жилых зданий. А к 1911 года возвели здание Московского старообрядческого института.

Раскрытие потенциала старообрядцев

Дарование старообрядцам свободы вероисповедания пробудило их громадный творческий потенциал, что позитивно сказалось на развитии российского государства и общества.
К примеру, благодаря заслугам и деятельному участию старообрядцев возникли знаменитый Московский МХАТ (построен Саввой Морозовым), опера Зимина. Известный предприниматель, коллекционер и меценат Рябушинский С.П. стал издавать один из самых изысканных журналов дореволюционной России – «Золотое Руно». На Рогожском открылся Старообрядческий институт. Появились многочисленные старообрядческие хоры церковного пения, имевшие громадный успех не только среди прихожан РПСЦ, но и в обеих столицах… Уместно вспомнить ещё одного знаменитого старообрядца. Это казачий атаман, герой Отечественной войны 1812 года, генерал Платов Иван Матвеевич. Поклонный крест в память о нём установлен на территории Духовного Центра.

В советское время

Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. Со стороны новых властей они снова подверглись притеснениям и гонениям. В 1928 году с колокольни-храма сбросили колокола, а в следующем 1929 году закрыли и наполовину разрушили храм Рожества Христова. Поскольку зимой приходилось служить в летнем Покровском храме, пострадали его иконы и храмовая роспись. По требованию светских властей засыпали пруды, снесли исторические здания. Даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя вывезли для строительства метро. Церковная жизнь храмов Духовного Центра старообрядцев находилась в состоянии не прекращавшихся притеснений и упадка.

Возрождение

Лишь в 1993 году Администрация Президента России и Правительство Москвы совместно приняли решение удовлетворить ходатайство старообрядческой Метрополии. Та просила возвратить ранее принадлежавшие Метрополии здания и землю.
С 1995 года здания и территорию стали возвращать РПСЦ. К 1996 году разработали проект реконструкции всего историко-архитектурного ансамбля, уникального историко-художественного наследия Рогожского кладбища. С помощью московских властей Рогожское удалось отреставрировать. В 2010-2014 годах практически с нуля воссоздали «Дом причта», памятник истории и культуры XVIII—XX века. 24 апреля 2015 года его освятил Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов).

В наши дни

В 2017 году Рогожское посетил президент России Владимир Владимирович Путин. Ежегодно на праздник жен-мироносиц на Рогожское приезжают старообрядцы из других мест. Примечательно, что приезжают они не только из разных уголков страны, но также из ближнего и дальнего зарубежья. В праздничные дни совершается большой крестный ход, работает старообрядческая ярмарка. Здесь же, в Духовном центре, проходит вечер духовных песнопений — выступление старообрядческих хоров. По сложившейся традиции проводят ряд мероприятий для молодежи. Здесь, на Рогожском, регулярно проводят Советы Митрополии, совещания епархии, ежегодно заседает Освященный Собор.

Статус

Сегодня Старообрядческий Духовный Центр Рогожское — это духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви. В его состав входят: Кафедральный Покровский собор, Христорождественский собор, Храм-колокольня Воскресения Христова, здание митрополии, дом причта, духовное училище, Рогожское кладбище, несколько других административных зданий. Духовный Центр и каждый из перечисленных объектов являются объектами историко-культурного наследия федерального значения. Являются также памятниками архитектуры и охраняются государством.

ФОТО — Старообрядческий Духовный Центр Рогожское

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога, при желании, Вы можете ознакомиться на странице Карта сайта.

Поделитесь в соцсетях!