Цепочка навигации: Главная страница » Избранное » Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)

Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)

Внешнее устройство православного храма 

Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.

Архитектурные формы храмов

Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию. О том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и многом другом.

Основные формы православных храмов

Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:

  • Восьмиугольник (восьмиконечная звезда) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
  • Корабль – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
  • Крест – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
  • Круг – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.

Купол храма

Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Форма куполов православного храма

По форме условно различают следующие купола православного храма:

  • Шлемовидные (византийские),
  • Луковичные (русские),
  • Шахматы,
  • Гранёные (зонтичные),
  • Необычные.

Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.

Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».

Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.

Необычная форма и яркая раскраска куполов свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима). Характерным примером может служить Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве,

Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.

Цвет и значение куполов православного храма

Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.

Золотой цвет

Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.

Синий цвет

Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды. Эта Звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Зелёный цвет

Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.

Серебряный цвет

Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.

Чёрный цвет

Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.

Разноцветные

Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Примером могут служить прекрасные купола ранее упомянутого знаменитого Покровского Собора. Чаще всего он именуется также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.

Значение количества куполов православного храма

Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:

  • 1 (один) купол — означает, что Бог един, совершенство творения.
  • 2 (два) купола — символизируют два естества (божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Означают Божественную и человеческую его природу.
  • 3 (три) купола – знаменуют Святую Троицу. (Поклонение Богу Единому в трёх лицах – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа).
  • 4 (четыре) купола – символизирует Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • 5 (пять) куполов – это Образ Христа и 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
  • 7 (семь) куполов – символизируют семь церковных Таинств: главнейших духовных обрядов православной церкви и Вселенских соборов.
    9 (девять) куполов – по числу Ангельских чинов.

Существуют храмы, имеющие более 10 куполов. Их значение таково:

  • 11 (15) куполов — В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью куполами (Верхоспасский собор Кремля). Существуют храмы и с пятнадцатью куполами (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ярославле). Однако это исключение из правил.
  • 13 (тринадцать) куполов – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Причём, над входом в храм обычно стоит колокольня.
  • 25 (двадцать пять) куполов — означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев. То видение со старцами, которое описано в Откровении Иоанна Богослова.
  • 33 (тридцать три) купола — символизируют годы жизни Христа на земле. Примечательно, что подобные многокупольные храмы строили очень редко.

Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)

Представленная ниже примерная схема внешнего устройства православного храма содержит лишь самые общие сведения. Однако они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные  элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.

Некоторые архитектурные элементы храма

Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.

Начало перечня

  • АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
  • АПСИДА (Абсида) — полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
  • БАРАБАН — цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
  • БАРАБАН СВЕТОВОЙ — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.
  • ГУЛЬБИЩЕ — открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
  • ЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение прясел храма.
  • ЗВОННИЦА — отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над ним открытое сооружение. Либо стенка с проемами. Обязательно предназначены для подвешивания колоколов.
  • ИЗРАЗЕЦ — керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ (румпу) — для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
  • КОКОШНИКИ — декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы. Часто бывают с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом. Служат декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов. Также могут служить наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
  • КОЛОННА — архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы.

Продолжение перечня

  • ЛЮКАРНА — световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
  • ПАПЕРТЬ — внешняя часть притвора — крыльцо храма.
  • ПИЛЯСТРА — плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.
  • ПОДКЛЕТ — нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.
  • ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).
  • ПОЛУКОЛОННА — колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
  • ПОРТАЛ — это декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
  • ПРЯСЛО — Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.
  • ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме. 

Завершающая часть перечня

  • СЛУХИ — открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.
  • СТОЛП — массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
  • ФРЕСКА — настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
  • ФРИЗ — украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора.
  • ФРОНТОН — завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
  • ШАТЕР — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни. Широко распространено в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
  • ЯРУС — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
  • ЯБЛОКО — основание для Креста, который устанавливается на главе храма.

Как устроен храм внутри?

Получить ответ на данный вопрос можно, ознакомившись с публикацией Внутреннее устройство православного храма (части, понятия).

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *