Содержание
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях
Православная Церковь Николая Чудотворца в Звонарях (Москва) – один из старинных храмов в центральной части столицы. Расположена по адресу: ул. Рождественка, 15/8 (ближайшие станции метро – Кузнецкий мост, Трубная, Лубянка).
Другие названия
Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.
Дата основания
XIX век.
Дата постройки последнего здания Церкви
1762-1781 гг.
Архитектурный стиль
Смешанный: барокко, классицизм.
Архитекторы
- 1762-1781: Бланк К.И.
- после 1996: Чашкин А.И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
Историческое исповедование
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Из истории Церкви
Место, где расположен ныне существующий каменный храм, в XVII веке называлось Звонарской слободой (ныне – Звонарский переулок и прилегающая территория). Здесь селили звонарей и сторожей кремлёвских соборов, церквей и колокольни «Иван Великий». Именно они поставили для себя церковь Николая Божедомского. Такое название церковь получила потому, что при ней существовал убогий дом. Сюда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью (странников, убогих, убитых). Иными словами — покойников, не имевших права на погребение при приходских церквях. Позже, когда все «убогие дома» перевели на окраины города, храм стал приходской церковью Слободы звонарей. Отсюда появилось и одно из его названий — «Никола в Звонарях». За время существования Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь.
Впервые в письменных источниках Церковь упоминается в 1619 году, её обозначение «в Звонарях» — с 1677 года. Сведения о том, что она была каменной, относятся к 1657 году.
В последующие годы
Впоследствии Церковь неоднократно достраивали и перестраивали. Сохранившееся здание построили по повелению Екатерины II по проекту архитектора Карла Бланка. Однако строительство нового здания Церкви затянулось на 19 лет. Тем не менее в 1762-1781 годах её построили на средства заказчика – графа Воронцова И.И., владельца соседней усадьбы на Рождественке.
Устройство Церкви
Дошедшую до наших дней Церковь в стиле барокко с элементами классицизма воздвигли по общепринятой схеме: храм — трапезная — колокольня. Причём, храм является двухпридельным (с апсидой); трапезная – также двухпридельная, и трехъярусная колокольня. Основной объём храма представляет собой традиционную ярусную архитектурную композицию – восьмерик на четверике с высоким куполом. Первоначально храм имел главный Благовещенский престол. До 1762 года в нём были устроены также три предела: Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского. Придел преподобного Сергия устроили позже, в 1766 году.
Как ни удивительно, но примерно в таком виде храм сохранился до наших дней. Небольшим изменениям он подвергся лишь после Отечественной войны 1812 года. Тогда переделали два крыльца и каменную ограду, пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле.
В советское время
Именно в этом храме в октябре 1921 года служил литургию Патриарх Московский и всея Руси Тихон (первый после восстановления патриаршества в России).
Церковь, как и подавляющее большинство подобных православных храмов, весной 1934 года, в период богоборчества и гонений на религию, закрыли. (Часть икон из храма перед его закрытием, к счастью, удалось вынести, передать в другие церкви и сохранить).
Первое время после закрытия Церкви здание использовали под склад. Позже, в середине 1960-х годов, на долгие годы его передали в пользование Московскому архитектурному институту. ВУЗ разместил в здании в кафедру живописи и рисунка, которая находилась здесь вплоть до 1990-х годов. В какое-то время здание взяли под охрану государства как памятник архитектуры и его удалось сохранить. А вот дом причта храма по ул.Рождественка, 15, стоявший также на государственной охране, к сожалению, снесли. Произошло это варварство в 1986 году, причём без официального разрешения Совмина РСФСР, наделённого исключительным правом выдавать такие разрешения.
Возвращение храма верующим и его возрождение
Лишь в 1994 году храм возвратили верующим Русской Православной Церкви. Через некоторое время здесь возобновили регулярные богослужения. В том же году при Церкви учредили подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря (Эстония). Произошло это с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В храме провели реставрационно-восстановительные работы и полностью восстановили его деятельность в 1996 году. На церковной территории установили поныне действующую Богоявленскую часовню.
Будучи поставленной на высокой точке рельефа, Церковь не только является украшением этой исторической части столицы. Фактически она выполняет также роль доминанты в окружающем ансамбле Рождественки.
Престолы
В наши дни Церковь имеет престолы:
- Благовещения Богородицы (главный); а также придельные:
- Николая Чудотворца;
- приставной — святителя Алексия;
- Усекновения Главы Иоанна Предтечи;
- преподобного Сергия;
- Успения Богородицы;
- Димитрия Ростовского.
Святыни
Чтимые в храме иконы:
- Божией Матери «Взыскание погибших»;
- Успения Божией Матери.
Статус Церкви
Церковь – действующая, является объектом культурного наследия федерального значения. Имеет также статус памятника архитектуры и охраняется государством. С 1993 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Церковь назначена местом размещения Патриаршего Подворья Пюхтицкого (Куремяэского) Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря.
ФОТО — Церковь Николая Чудотворца в Звонарях
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога, при желании, Вы можете ознакомиться на странице Карта сайта.