Цепочка навигации: Главная страница » Соборы

Покровский Собор на Рогожском Кладбище (Москва)

Покровский Собор на Рогожском кладбище

Старинный Покровский Собор на Рогожском кладбище (Москва) – главный храм Русской православной старообрядческой церкви в столице России. Расположен по адресу: Рогожский посёлок, 29 (ближайшие станции метро – Площадь Ильича, Римская, Авиамоторная, Волгоградский проспект).

Другие названия

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище; Богородицкий собор.

Дата основания

1790 год.

Дата постройки последнего здания храма

1790-1792 гг.

Архитектурный стиль

Неоклассицизм.

Архитекторы

  • 1790-1794: Казаков М.Ф.
  • 1897-1899: Дикарёв М.И. – реставрация (иконостас).
  • 1950-1955: Баранова (Рябинина) А.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).

Историческое исповедование

Старообрядчество Белокриницкого согласия (белокриничники).

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ).

Предистория появления храма

Появление храма было связано с эпидемией чумы, разразившейся в Москве в 1771 году. В этой связи для организации борьбы со страшной болезнью с разрешения светских властей старообрядцам разрешили создать за пределами города своё кладбище с молельней. Место под кладбище выделили за Рогожской заставы свое кладбище со старообрядческой молельней. Название заставы произошло от направления Нижегородского тракта на село Рогожь (ныне – подмосковный город Ногинск). Отсюда и название устроенного там кладбища – Рогожское.
После окончания эпидемии старообрядцы не только остались проживать на этом месте. С разрешения императрицы Екатерины II они создали здесь посёлок и приступили к строительству богадельни. При этом благотворительном заведении возвели два храма: летний — во имя Покрова Богородицы, и зимний — во имя Рождества Христова. Спустя 20 лет, Екатерина II, оценивая большой вклад старообрядцев в борьбу с распространением чумы, милостиво разрешила им строительство Покровского собора.

Строительство Собора

Покровский собор на Рогожском и сейчас — один из крупнейших храмов Москвы. Изначальный же проект Собора предполагал строительство ещё большего по размерам пятиглавого храма с колокольней. Храм должен был иметь два молитвенных помещения. Одно — не отапливаемое, для летних служб, второе — тёплое, для зимних богослужений. По всем размерам он превосходил Успенский собор в Кремле. По такому проекту известного архитектора Казакова М.Ф. и приступили к его сооружению в 1790 году. Однако строительство внушительного Собора старообрядцев вызвало возмущение со стороны официальной Русской Православной Церкви. Санкт-Петербурский Митрополит Гавриил обратился к верховной власти с письменной жалобой на старообрядцев, обвиняя их в нелояльности к государству и РПЦ. По приказу императрицы Екатерины II генерал-губернатор Прозоровский вмешался в ситуацию. В итоге проект наполовину построенного храма скорректировали: значительно уменьшили его размеры, убрали алтарную часть, вместо пяти разрешили возведение лишь одной главы. Несмотря на противодействие, тем не менее, к 1792 году Собор для старообрядцев построили.

В последующие годы

Не имея возможности сделать храм привлекательным снаружи, старообрядцы не жалели ни сил, ни средств для украшения помещений внутри здания. Стены, своды и колонны покрыли богатой росписью на библейские темы. Соорудили величественный пятиярусный иконостас со множеством икон (, древнейшие из которых относились к XIII веку. Большинство икон было покрыто богатыми серебряными с позолотой ризами. Одновременно приступили к собиранию библиотеки и ризницы.
Между тем, притеснения со стороны официальной власти и РПЦ в отношении старообрядцев не прекращались. С 1856 по 1905 годы алтари церквей на Рогожском кладбище, в том числе и Покровского собора, по требованию светских властей были опечатаны.

О «золотом веке» для старообрядцев

С изданием в 1905 году императором Николаем II Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» начался «золотой век» старообрядчества. Им разрешили устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. С этого времени старообрядцы стали проводить активную церковную и культурно-просветительскую деятельность. Алтари Покровского собора распечатали. За короткое время (10-12 лет) на территории Российской Империи построили множество старообрядческих церквей.

В послереволюционное время

После революционных событий 1917 года храм в полную силу ощутил на себе антирелигиозную политику новой власти. В 1918 году общину лишили библиотеки. Позже сняли ризы с икон и отобрали часть утвари. В 1929 году власти закрыли зимний храм Рождества Христова, а следом — Воскресенскую церковь-колокольню. Покровский собор оставался действующим, хотя в 1920-е годы предпринимались попытки закрыть и его. В здании закрытого храма планировали даже устроить театр. Однако подобным планам, к счастью, не суждено было сбыться. Более того, именно сюда начали стекаться ценности из других старообрядческих храмов, подлежащих закрытию. Здесь находили утешение и многие певчие из других церквей, подвергшиеся гонениям.
Храм был летним. Но прихожане молились в огромном неотапливаемом Покровском соборе круглый год, даже в самые суровые зимние морозы.
Даже в годы Великой Отечественной (1941-1945) здесь проводили богослужения. Осуществляли сбор средств для оказания помощи Красной Армии в борьбе с фашистскими оккупантами.

В послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны в отношении старообрядцев сделали некоторое послабление. В 1949 году Рогожской общине возвратили колокольню, к которой пристроили отапливаемое помещение для зимних служб. Началось трудная работа по частичному восстановлению нормальной жизни храма, обветшавшего в 1920-е – 1940-е гг.
Тем не менее, это не помешало властям в 1970-е гг. закопать Рогожские пруды в нескольких метрах к востоку от Покровского собора. А на их месте устроить спортивный стадион Завода автоматических линий.
Между тем, вплоть до 1990-х годов здание старообрядческого Покровского собора оставалось одним из самых обширных из действующим московских храмов.

Восстановление Собора

В 2005 году Правительство Москвы приняло решение о восстановлении историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища. Коснулось оно и храмов старообрядческих храмов. Провели реставрацию Собора. В 2009 году на главу храма был установили новый крест.
Внутреннее пространство храма потрясает обилием росписей и икон. Поражает своими размерами паникадило. Это второй по величине церковный светильник в Москве.
Сегодня Покровский Собор на Рогожском кладбище полон уникальнейших древних икон (в том числе – XIV- XV вв.) и дорогой церковной утвари. Здесь собрана коллекция старинных священнических риз и антикварных книг. Славится Собор также своим клиросным хором, сохраняющим древние традиции.

Краткое описание Собора

Ныне Покровский Собор на Рогожском кладбище представляет собой однокупольный храм, здание которого выполнено в неоклассическом стиле. Имеет три портала — западный (вход), южный и северный. Апсиды у церкви нет. Главный престол храма – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме него есть два придела: северный — Николы Чудотворца, южный — Сергия Радонежского.
Внутри здания большая коллекция икон древнего письма и церковных облачений. В пятиярусном иконостасе насчитывается не менее старинных 318 икон.
Освященный собор 19-22 октября 2004 года постановил: «Признать ризницу Покровского кафедрального собора уникальным хранилищем культурно-исторического достояния старообрядческой Церкви и провести мероприятия для сохранения церковных древностей»

Престолы

  • Покрова Пресвятой Богородицы,
  • Николая Чудотворца,
  • Сергия Радонежского.

Статус

Сегодня Покровский Собор на Рогожском кладбище является действующим кафедральным храмом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Является объектом культурного наследия федерального значения.

ФОТО — Покровский Собор на Рогожском кладбище

Другие интересные храмы

К числу многочисленных интересных православных храмов, действующих в столице России, относятся также:

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют: